В большинстве западных стран четко прослеживается единая модель поведения недовольных потребителей. Так, например, если обсчитали в ресторане или в магазине, если нахамил официант, потребитель может адресовать свои жалобы вышестоящему начальству, которое, скорее всего, окажет влияние на своего сотрудника, чье поведение не отличается должной корректностью. Кто-то скажет, что за границей взрастили культ потребителя-стукача, но на самом деле это не совсем так. К чему привело то, что люди знают, куда жаловаться? Прежде всего к тому, что официанты и другие представители обслуживающего персонала выполняют свои обязанности как положено и при этом ведут себя «как шелковые», поскольку им не нужны лишние проблемы.
Как в этом плане обстоят дела в России? Здесь, конечно, все гораздо сложнее, так как вроде бы стукачом быть непорядочно, а хамы тем, кстати, и пользуются. Да и, кроме того, администрация заведения редко реагирует на замечания клиентов. Поэтому отечественный потребитель изливает душу в семейном кругу в ходе кухонных разговоров. А ведь всего лишь
задай вопрос на специализированных форумах, и наверняка найдутся люди, которые знают, куда можно адресовать свою жалобу.
Итак, куда можно жаловаться, к примеру, на то, что в ресторане в вашей тарелке муха, а персонал на это никак не реагирует? Разумеется, можно обратиться к администратору с просьбой принять соответствующие меры, но, еще раз повторимся, такая практика работает за рубежом, а у нас – через раз. Лучше оставьте памятную запись в книге отзывов и предложений, которая в обязательном порядке должна быть в каждом заведении.
Если охота жаловаться не пропала, подайте жалобу на учреждение, в котором уровень обслуживания не соответствует норме, в надзорные органы. О каких надзорных органах идет речь и какие меры они могут принять? Если речь идет о ресторанах и прочих заведениях сферы общественного питания, жаловаться следует в Роспотребнадзор. Отделения этой организации сегодня есть практически в каждом крупном городе. Казалось бы, целесообразнее обратиться в санэпидстанцию, если речь идет о мухе в супе. Но, скорее всего, там все схвачено и жалоба должного действия не возымеет. Роспотребнадзор – это совершенно другое дело, так как эта организация заинтересована в рассмотрении жалоб на нерадивых рестораторов, владельцев магазинов и т.д. В том случае, если соберется несколько жалоб, сотрудники Роспотребнадзора в обязательном порядке придут с осмотром в то заведение, где к клиентам относятся не должным образом.