В Москве кондукторы – редкость, их заменили турникеты, а в других городах России они работают повсеместно. Неизвестно почему, принимая деньги и выдавая билеты, многие кондукторы считают своим долгом прокомментировать эту нехитрую операцию в негативном духе: «На паперти, что ли, стояли?» или что-нибудь аналогичное. Жалоб на хамство кондукторов очень много. Они часто вступают в конфликтные ситуации с пассажирами, обвиняя их во всех смертных грехах и иногда даже вступая в рукопашный бой.
Разумеется, терпеть такое обращение нельзя. Попробовать урезонить распоясавшегося хама можно, обратившись к водителю общественного транспорта на остановке. Не исключено, что он откажет в помощи, сославшись на соблюдение графика движения. Но защитить свою честь и достоинство можно и нужно, если знать, куда пожаловаться на кондуктора. В салоне транспортного средства помещена информация о номере маршрута, номерном знаке автобуса, троллейбуса или трамвая, фамилии водителя и кондуктора. Очень часто имеется и телефон управляющей организации для обращений граждан. Все это следует записать.
Кондуктор также обязан иметь нагрудный значок с номером, который тоже надо внести в список.
Составьте письменную жалобу в автобусно-троллейбусный парк или трамвайное депо на имя руководства с подробным изложением всех фактов, фамилиями водителя и кондуктора. Используйте всю записанную информацию.
Вышестоящая организация – это Мосгортранс или транспортные управления в других городах. Жалоба в эти инстанции может оказаться более эффективной. Если она не удовлетворена, стоит обратиться в суд. В судебной практике немало случаев, когда оскорбляющий пассажиров кондуктор выплачивал солидный штраф за нанесенный моральный, а то и физический ущерб.
В столице также существует горячая линия Мосгортранса, по которой можно изложить свою претензию по телефону.